В период с 01.09.2023 по 29.09.2023 в колледже прошли комплексные профилактические занятия по психологическому сопровождению процесса социализации студентов ОВЗ и детей с ограниченными возможностями здоровья. Занятия прошли в микрогруппах (по 5 – 7 человек), в форме тренинга. Основные темы: «Самооценка», «Жизненные умения и навыки», «Жизнь-бесценный дар», «Занятие по профориентации».
Целевой установкой воспитательной работы в колледже является социализация и гармонизация личности гражданина страны, формирование умений познавать мир и умело строить рационально организованное общество. Поэтому целью данных занятий стало оказание психологической помощи обучающимся в приобретении необходимых социальных компетенций для успешной социализации в обществе.
Задачи:
- содействовать в развитии эмоционально-волевой сферы, навыков саморегуляции;
- содействовать в развитии коммуникативных навыков;
- формировать навыки ответственного поведения, адекватной самооценки;
- формировать навыки осознанного выбора профессии.
Социализация имеет две стороны. Первая характеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям, усвоением человеком социального опыта. Вторая сторона имеет в виду самореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме и предполагает определенный результат деятельности человека.
Источники проблем в социализации подростков:
1. Противоречие между расцветом интеллектуальных и физических сил и жестким лимитом времени, экономических возможностей для удовлетворения возросших потребностей.
2. Недооценка жизни приводит к возникновению пессимистических настроений.
3. Юности свойственна некая природная дисгармония. Желания и стремления развиваются ранее, чем воля и сила характера.
5. Трудность социальной и психологической адаптации к условиям жизни.
6. Стремление найти «свои» идеалы как нечто отличное и противоположное ценностям старшего поколения.
7. Эгоцентризм и "чувство стадности", плюс сознание своей собственной исключительности.
8. Желание самим сделать свой выбор, но ответственности за него не нести.
Колледж - новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоления трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям, социализации. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В колледже в большей степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.
Работа в колледже построена таким образом, что потенциально перед каждым студентом открывается возможность быть услышанным и понятым и, прежде всего, – своими товарищами, которые, в свою очередь, вовлекаются в процесс сотворчества, конструктивного и плодотворного человеческого общения. Стимулируется внимание к личности друг друга.
Все это закладывает основы для формирования здорового коллективизма, способствует социальной адаптации человека, попавшего после школы в совершенно непривычную для себя среду и столкнувшегося с необходимостью осознать себя в новом общественном статусе. |